Мотошины не только изнашиваются при движении, резких ускорениях и торможениях, на горячем асфальте и при выгорании, но и имеют определенный максимальный срок службы. И если износ легко определить по глубине протектора, а непоправимые повреждения еще более очевидны, как определить, что шина слишком старая для безопасного вождения? Магазин: http://inwheel.ru.
Мифы о шинах
Как ни странно, в мире существует миф о том, что шины можно использовать в течение пяти лет после изготовления. В эту историю нетрудно поверить — пять лет не такой уж маленький срок, и даже при небольшом пробеге шины через пять лет могут прийти в негодность и потребовать замены не потому, что резина состарилась, а потому, что отслоился протектор. Но действительно ли резиновая смесь твердеет и теряет сцепление с дорогой через пять лет?
Можно подумать, что замена шины через пять лет не вызовет никаких проблем. Возможно, так и кажется. Но откуда взялись эти цифры? Можно сказать, что с форума. Но кто написал их на форуме? Опять же, это сарафанное радио. Небольшое исследование и внимательное чтение рекомендаций производителя покажет, что все не так просто. У разных брендов разные сроки годности шин.
И что интересно, сторонники «пятилетней теории» делятся на две категории: первая — те, кто меняет шины каждый год или два; и вторая — те, кто меняет шины каждый год или два. Вторые, однако, предпочитают ездить немного, но покупать только самые изношенные. А последние считают неприемлемым покупать шины, которые хранились более двух лет. Это все равно, что платить те же деньги за что-то устаревшее. Но действительно ли они устарели? Почему бы не приобрести шины, которые уже находятся на хранении, и не узнать это?
Мы не смогли найти на складе шины, которым было более трех лет, но нам посчастливилось получить несколько шин 2014 года. Они были установлены на мотоцикл, который хранился в теплом гараже и редко выезжал на дорогу или трек. Купить точно такие же было несложно, но они выпускаются с 2020 года, то есть сегодня.
Итак, чтобы получить представление о причудах рулевого управления, я провел несколько тестовых заездов на Suzuki GSX-R1000 со свежей резиной (кстати, великолепный материал) по любым стандартам. Да, эти бублики на вес золота, настолько, что я побил свой собственный рекорд времени прохождения круга. Но не ведитесь на это. Суть не в этом.
Семилетняя резина была установлена, и мотоцикл проехал пару кругов для тщательного, размеренного, неторопливого прогрева… Но «старушка» ничем не отличалась от нового бублика в первых нескольких поворотах, надежно достигая рабочей температуры и переключаясь так же цепко и быстро, как новая. В течение следующих нескольких кругов мы убедились, что на этой машине можно ехать так же сильно и уверенно. А срок службы спортивных шин составляет уже три четверти, что намного больше заявленных пяти лет.
Конечно, это при условии, что они хранятся должным образом, но условия хранения шин играют более важную роль, чем можно предположить словами. Возраст и старение — две разные вещи, и шины подвержены этому так же, как и люди. Как и новогодний «Оливье», хранить их в холодильнике гораздо полезнее, чем на теплом столе.
При этом нет необходимости хранить шины в морозильной камере. Достаточно держать их подальше от прямых солнечных лучей или тепла обогревателя. Существует множество других факторов, которые будут описаны позже, но суть в том, что шины, которые не используются и хранятся в правильных условиях, сохранят свое качество гораздо дольше, чем шины, которые годами хранятся на открытом воздухе. Поэтому, если вы покупаете шины у надежного крупного поставщика с собственным складом, вы можете быть уверены, что ваши шины не залежались и срок их годности не за горами.
Но что делать, если у вас несколько велосипедов, на которых вы ездите попеременно, или если вы покупаете и храните шины? Какие факторы ускоряют старение шин, а какие замедляют его? И что вызывает его в первую очередь?
Во-первых, происходит вулканизация (сшивание молекул каучука в сетевую структуру, образующую резину), и шина становится более твердой.
Во-вторых, сама трехмерная сетка из сшитых молекул разрушается, снижая прочность и эластичность моторной резины и в конечном итоге приводя к растрескиванию (так называемому высыханию). Именно этот процесс приводит к появлению трещин в боковинах и протекторной зоне.
Оба процесса фактически неизбежны, и есть пять факторов, которые влияют на скорость их возникновения. На некоторые из них можно повлиять, на другие — не очень.
