Чему должны научиться будущие предприниматели
Мнения о том, нужен ли единый стандарт предпринимательского образования, разделились. Елена Бондаренко, генеральный продюсер программ предпринимательского образования Московской школы управления «Сколково», считает, что сама предпринимательская деятельность меняется так быстро, что создавать стандарты не имеет смысла. Стандарты могут устареть в момент их публикации, особенно во времена быстрого технологического прогресса. Курс: https://brost.ru/.
Вместо этого, по мнению Елены, следует говорить о том, что именно представляет собой предприниматель и в каком контексте он работает. Эксперт предложила рассматривать само предпринимательство в трех составляющих:
- Инкубация — способность создать свой собственный бизнес;
- Акселерация — способность развивать и расширять свой бизнес;
- Трансформация — способность изменить бизнес-модель.
Елена также отметила важность творческого мышления, которое необходимо для поиска бизнес-идей. И она считает, что знание истории предпринимательства не будет лишним. В этой области Московская школа управления Сколково совместно с Арзамасом создала курс лекций «Предприниматели 19 века». Однако, по словам спикера, самое главное — это практика.
Андрей Андрусов, инвестиционный директор компании SOL, преподаватель проектной деятельности «Класс-Центр» и автор книги для школьников «Твой первый бизнес», считает, что критерием предпринимательского образования является процент тех, кто проходит курс или программу. Он считает, что стандарты обучения предпринимательству должны формироваться на основе количественных показателей, например, сколько процентов из тех, кто прошел курс или программу, действительно открыли свой бизнес и получили прибыль.
Эксперт полностью согласен с Еленой Бондаренко в том, что ключ к развитию будущих предпринимателей — это активность. Поэтому она призывает студентов как можно раньше начинать свой собственный бизнес-проект. Помимо развития предпринимательских навыков, такой подход является для студентов отличным стимулом к познанию нового. Во время работы над проектом часто возникают такие вопросы, как «как мне установить цену» или «где лучше всего продавать мой продукт», и они уводят их дальше программы. Поэтому студенты начинают искать ответы на них самостоятельно».
Андрей Щербенок, основатель Института перспективных исследований Тюменского государственного университета (SAS), предложил другую точку зрения. Он заявил, что нет никаких препятствий для формирования компетентностно-ориентированных стандартов в обучении предпринимательству. Приведя в пример Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++), которые ориентированы на универсальные и специализированные компетенции, он сказал: «Там не написано, что нужно изучать 50 часов истории, там не написано, что нужно изучать историю 50 часов, там написано, что нужно изучать историю 50 часов, там написано, что нужно изучать историю 50 часов. Я говорю о том, что необходимо формировать историческое мышление. В этом смысле можно спросить, каким должен быть стандарт предпринимательского образования.
